Micro 4 3 отзывы. Выбор объектива для системных фотоаппаратов стандарта Micro Four Thirds

Проведя свое исследование, мы пришли к выводу, что Olympus 25mm f/1.8 является лучшим светосильным объективом для большинства фотолюбителей. С учетом кроп-фактора системы m4/3 вы получаете стандартное фокусное расстояние без оптических искажений (50мм), благодаря которому этот фикс оптимально подходит для любых фотосюжетов и ситуаций.

Показать цены

Olympus M.Zuiko Digital 17mm f/1.8 идеально подойдет любителям фокусного расстояния 35мм, ведь именно его вы получаете с учетом двойного кроп-фактора для камер системы Micro 4/3. По сравнению с «нормальным» фокусным в 50мм, вы получаете чуть больший угол обзора. Это очень сильно помогает, когда съемка проводится в тесных условиях или внутри помещения, где вы физически не имеете возможности отойти чуть дальше от фотографируемого объекта (а это, по сути, все наши фотосъемки в барах, квартирах, в транспорте, даже во многих студиях).

У объектива замечательный молниеносный, точный и тихий автофокус, который будет не слышно в том числе на ваших видеороликах. Мы понимаем, что не все снимают видео на фотоаппарат, но это определенно является огромным плюсом для тех, кто это делает (и мы сами в их числе). Конструктив, качество материалов и сборки, миниатюрный размер, резкость и цветопередача – это далеко не все плюсы данной замечательной линзы. Если вы любите фокусное в 35 мм – это ваш объектив номер 1.

Светосильнее и дороже

Panasonic Leica 25mm f/1.4 Asph DG выделяется из выбранных нами выше вариантов двумя пунктами. Первый пункт – объектив имеет светосилу f/1.4, что на две трети светлее, чем f/1.8 и позволяет вам снимать с достаточно короткой выдержкой даже ночью или при обычном уличном освещении. В некоторых ситуациях для кого-то эти трети стопа могут стать решающими. Кроме укороченной выдержки это означает и то, что на диафрагме f/1.4 вы получаете еще большее размытие заднего фона на своих фотографиях или видео. Это особенно будет актуально в портретной съемке. Очень неплохой плюс, опять же, учитывая кроп-фактор х2 в системе Micro 4/3, которая не может похвастаться сильным размытием.

Второй пункт связан с производителем этой линзы — с компанией Leica, которая давно стала узнаваемой иконой в фотокругах, символом качества и славится характерным рисунком своих объективов (стоит отметить, что не все с этим согласны и не все могут вообще увидеть разницу на фотографиях). И качество и рисунок на фотографиях, сделанных этим объективом, в наличии. Расплачиваемся мы за все перечисленное более высокой стоимостью, большим размером и весом объектива, а так же неторопливым автофокусом.

Почему нам можно доверять

Автор статьи занимается фотографией с 2006 года и начал свой путь фотографа с одной из первой модели зеркальных фотоаппаратов - Nikon D70s. В его руках побывало несколько десятков зеркальных и беззеркальных камер, объективов, а количество снятых фотографий уже давно перевалило за полмиллиона. Успешно провел обучение двух потоков в фотошколе. В настоящее время владеет системными комплектами Nikon и Olympus, а так же любимой дальномеркой Canon. Все его знания находят постоянное практическое применение в свадебной и семейной фотосъемке.

Какие объективы m4/3 мы выбирали

Чтобы выбрать для вас рекомендуемые нами светосильные фиксы для системы микро 4\3 (в основном это пригодится владельцам камер Olympus и Panasonic), мы потратили около 15 часов на изучение статей, отзывов и обзоров российских и иностранных фоторесурсов.

Особое и пристальное внимание мы обращали на обзоры объективов с фокусным расстоянием от 35 до 50 мм, включая и так называемые «блинчики». Это как раз то самое фокусное расстояние (чем ближе к 50 мм, тем лучше), которое обеспечивает поле зрения, примерно соответствующее зрению человеческого глаза. Все объекты на получившейся фотографии будут выглядеть так, как обычно, без каких-либо оптических искажений.

Какое фокусное расстояние объектива лучше выбрать для штатного светосильного фикса

Фокусное расстояние 50 мм позволяет понять, что вам ближе именно вам

Когда вы спросите фотографов о том, какой светосильный объектив они посоветуют начинающему или продвинутому фотолюбителю, большинство укажет вам на объектив со стандартным («нормальным», классическим) фокусным расстоянием. Таковым принято считать фокусное в 50 мм. Именно оно является отправной точкой и позволяет понять, что ближе именно вам: более широкий угол съемки или наоборот склонность к портретному и теледиапазону.

С учетом х2 кроп фактора системы Micro 4/3 фокусное расстояние Olympus 25mm f/1.8 превращается именно в 50 мм. 50 мм является универсальным расстоянием и подходит абсолютно для всех видов съемки и позволяет определиться с необходимостью покупки дальнейших объективов. Для пейзажей, для портретов, для уличной фотографии, для архитектуры, для клубов и кафе, для отпуска и прогулок в парке.


Портреты, снятые объективами с разными фокусными расстояниями. Левый кадр на 28 мм, правый на 85 мм. Лицевые портреты, снятые на 50 мм, понравятся далеко не всем, зато поясные и ростовые будут уже без заметных оптических искажений.

Дополнительным плюсом является то, что фотографируя на фокусных расстояниях около 50 мм, мы получаем такое же изображение, какое видим в реальной жизни обычным человеческим глазом. Предметы или люди не удлиняют свои очертания, оптические искажения, свойственные широкоугольным или телеобъективам отсутствуют.

Если вы все еще сомневаетесь, какое фокусное расстояние вам лучше выбрать, то предлагаем обсудить эту тему в комментариях в конце статьи. Напишите свой вопрос и мы постараемся помочь вам сделать выбор.

Почему Olympus 25mm f/1.8 лучший светосильный фикс объектив для Micro 4/3


Согласитесь, объектив на камере смотрится очень здорово.

К конструктиву и качеству используемых материалов нет никаких претензий

Как и многие другие micro 4/3 фиксы Olympus M.Zuiko Digital 25mm f/1.8 это достаточно небольшой и легкий объектив. Его вес всего 137 грамм, а длина чуть меньше 6 см. Пусть размер вас не смущает, к конструктиву и качеству используемых материалов нет никаких нареканий. Объектив не ощущается и не выглядит дешево (в отличие от его конкурента Panasonic Lumix 25mm f/1.7).

Камера с ним лежит в руке сбалансированно, не перевешивает ни в какую сторону. Проверяли его с Olympus OMD EM5 и EP2. Но и с другими беззеркальными фотоаппаратами все эти ощущения сохранятся. Такая компактность делает 25mm f/1.8 не просто лучшим, а даже идеальным штатным объективом m4/3 на каждый день. Он справится абсолютно с любыми задачами и фотосюжетами.


Пример портрета, сделанного этим объективом на диафрагме f/1.8.

Максимальная диафрагма f/1.8 позволяет вам снимать даже в сложных по свету условиях, к примеру, в квартире, вечером на улице или даже ночью при свете фонарей. К резкости на открытой претензий ни у кого быть не должно, она есть и она отличная. Как и у других объективов может наблюдаться ее небольшое падение к краям кадра, но этот вопрос решается прикрытием диафрагмы на 2/3 стопа. В таком случае вы получаете резкие детали даже по углам фотографии.

Автофокус быстрый, точный и плюс ко всему бесшумный

Автофокус быстрый и точный, никакого звука при своей работе не издает, что является приятным бонусом для любителей видеосъемки. Передняя линза остается при этом неподвижна, не крутится и не выезжает вперед, что сильно упрощает применение различных светофильтров.

Ложкой дегтя для видео является «проводной» фокус, благодаря которому фокусировка происходит не механическим путем и прямым передвижением группы линз через вращение кольца фокусировки, а через определенный электрический механизм, который называется «focus-by-wire». Благодаря этому поворот кольца фокусировки измеряется электроникой, а затем специальный мотор перемещает линзы внутри объектива. Все это выливается в то, что каждый раз фокусируясь с разной скоростью, вы получите фокус на разных частях кадра.


Минимальная дистанция фокусировки в 25 мм позволяет получить увеличение до 0,12х, чего вполне хватит для большинства кадров.

Особо стоит отметить минимальную дистанцию фокусировки этого объектива. Она составляет чуть менее 25 см. Не забываем, что это расстояние считается от плоскости матрицы, из-за чего предмет вашей съемки будет находиться примерно в 20 см от переднего края линзы Olympus 25mm F1.8. Для серьезной макрофотографии это, конечно же, не подходит, тем не менее, позволяет получить увеличение до 0.12х и является хорошей возможностью понять, интересна ли вам макрофотография вообще.

Внутри объектива располагается 9 оптических элементов в 7 группах, 2 элемента из которых асферические и способствуют уменьшению различных аберраций. Диафрагма состоит из 7 лепестков, что помогает сделать зону боке (зону размытия) более приятной для глаза, а источники света круглой формы нежели в форме «гаек».

Отзывы о Olympus 25mm f/1.8

Olympus 25mm f/1.8 почти идеальный объектив для камер микро 4/3

Коллеги из Kaddr называют Olympus 25mm f/1.8 почти идеальным объективом для камер микро 4/3: придраться здесь к чему-то сложно, Olympus впервые даже не поскупились положить бленду в коробку. Оптика на высоте, боке приятное, разрешение высокое, фокусировка быстрая и бесшумная, корпус маленький и прочный. Так что если вас не прельщает лейбл Leica, чуть большая резкость и пол стопа светосилы, то выбор очевиден. Пожаловаться можно разве что на незащищенность объектива от попадания влаги и пыли, что, впрочем, для фиксов большая редкость, тем более для недорогих. А Olympus 25mm f/1.8 действительно один из самых дешевых в системе.

Губецков Андрей на Яндекс Маркете (где объектив заслужил оценку в 5.0) точно описывает все преимущества: очень резкий по всему полю кадра уже с самой открытой диафрагмы. Даёт контрастное изображение с правильным цветом. Почти моментальная, точная и аккуратная фокусировка. Красивый рисунок, зона нерезкости очень мягкая и «влажно-масляная», что ценится теми, кто разбирается в фотографии. Хроматические аберрации сведены к минимуму, их в 99% просто нет. Объектив очень компактен и лёгок, благодаря пластиковому корпусу, но очень качественно сделанному. Кольцо ручной фокусировки вертится очень приятно с достаточным усилием и «вязкостью», чтобы не быть слишком лёгким, но и не тяжёлым. Яркий пример системы m4/3 — качество и удобство в маленьком корпусе.


Olympus 25mm f/1.8 резок уже начиная с открытой диафрагмы.

Заключение от сайта Профотос: Olympus M.Zuiko Digital 25mm f/1.8 - действительно универсальный объектив. Благодаря удобному фокусному расстоянию вы можете снимать им любые сюжеты. При этом размеры объектива таковы, что камеру с ним почти постоянно можно иметь под рукой. Высокая светосила позволяет снимать без оглядки на уровень освещенности: в совокупности со стабилизатором в камере она даст возможность вести съемку с рук даже в темноте. При этом Olympus 25mm f/1.8 резок уже с открытой диафрагмы. Если в кадре нет контрастных бликов, то боке у него мягкое и приятное, и лишь в случае большого перепада яркостей он может дать необычный, специфический рисунок в зоне нерезкости.

Универсальный и практичный объектив, который всегда должен быть в кармане или на камере

Станислав Васильев в своем ЖЖ после подробного обзора объектива пишет: Olympus 25mm f/1.8 я готов смело рекомендовать как очень универсальный и практичный объектив, который всегда должен быть в кармане или на камере, особенно при съёмках в условиях недостатка света. Я использую его чаще всего для репортажа, свадебной фотографии, при съёмке за кулисами, в повседневной фотографии и часто для групповых портретов.

Станислав так же приводит его сравнение с 17mm f/1.8, который мы выбрали в качестве альтернативного варианта: единственное, что фотографу стоит для себя решить, не предпочесть ли ему более компактный и лёгкий, и более широкоугольный Olympus 17mm f/1.8, который работает как объектив для общих планов с ЭФР 34 миллиметра (меньше подходит для портретов — больше для общих планов). Для съёмок в помещениях, особенно жанровых портретов или репортажа, 17 миллиметров могут быть практичнее.

Основные характеристики Olympus 25mm f/1.8

Особенности использования

Обычно в этом разделе мы описываем те или иные нюансы и даже минусы, которые нашли у основного победителя данной статьи. К счастью в этот раз писать просто нечего. Olympus 25mm f/1.8 не просто очень хороший, а превосходный объектив.

Можно конечно пожелать, чтобы он был еще более светосильный, имел стабилизатор изображения, механический привод для ручного фокуса или пыле и влагозащиту, но ведь тогда это был бы совсем другой объектив и за другую цену, не так ли?

Для более широкого угла обзора — Olympus 17mm f/1.8

Этот объектив был выпущен в декабре 2012 года и до сих пор остается одним из лучших светосильных фиксов для системы micro 4/3. С учетом кроп-фактора его эквивалентное фокусное расстояние составляет примерно 35 мм, что по сравнению с нашим лидером (50 мм ЭФР) позволяет поместить в вашу фотографию еще большее пространство перед вами. На первый взгляд от этого выигрывают только фотографы, снимающие внутри помещений, к примеру, в барах, ресторанах, в клубе, на вечеринках у друзей и т.д., потому что они физически не смогут отойти подальше и упрутся спиной в стенку. В реальности же выигрывают абсолютно все жанры съемки, портретная и уличная фотография, пейзажная и архитектурная.


Еще один показательный пример, левый кадр снят на 50мм, правый на 35мм и фотограф подошел чуть ближе к паре. Обратите внимание на линию океана, она как бы отодвинута от ребят.

На самом деле все зависит от вашего любимого фокусного расстояния, на котором вам нравится фотографировать. Для меня, автора этой статьи, таким фокусным является именно 35 мм. Мне бы очень хотелось, чтобы Olympus 17mm f/1.8 стал рекомендованным объективом. С другой стороны я, конечно же, понимаю, что классическим фокусным 50 мм считается не зря, это остается вопросом личных предпочтений. Именно поэтому я рекомендую выбирать то, что будет удобнее именно вам. 17mm f/1.8 занимает почетное второе место.

Диафрагма f/1.8 позволяет неплохо размыть фон, если объект находится не слишком далеко от фотографа

Что касается самого объектива и его технических характеристик, то сделан он очень качественно, корпус из металла, полностью соответствует своей высокой оценке и придраться к чему-то нелегко. Фотографии получаются резкие по всему полю кадра. Диафрагма f/1.8 позволяет неплохо размыть фон, если снимаемый объект находится не слишком далеко от фотографа. Оптические искажения минимальны.


В комплекте Olympus 17mm f/1.8 бленда не включена, а жаль. С ней он смотрится еще лучше, солиднее.

Автофокус быстр и точен. Для ручной фокусировки предусмотрено механическое кольцо на объективе, которое будет очень полезно для стрит фотографов. Размер и вес тоже играет свою роль, Olympus 17mm f/1.8 способен надолго «прикипеть» к вашей камере или как минимум к вашей фотосумке. Однозначно рекомендуем к покупке!

Когда светосила важнее всего остального — Panasonic Summilux 25mm f/1.4 DG Asph

Светосильнее и дороже

Panasonic Summilux 25mm f/1.4 DG Asph

Если вам необходимо еще большее размыть задний фон, вы часто снимаете при плохом освещении или являетесь фанатом Leica.

У компании Panasonic есть два объектива с фокусным расстоянием в 50 мм. Выпущенный последним Panasonic Lumix G 25mm f/1.7 ASPH, находящийся в списке конкурентов, и Panasonic Leica 25mm f/1.4 Asph DG, который был выпущен чуть раньше совместно с компанией Leica. Именно его мы и рекомендуем вам приобрести, если очень нужна светосила f/1.4. Leica на 2/3 стопа светлее, чем наш главный победитель в этой категории Olympus 25mm f/1.8, а это значит, что при съемке с плохим освещением вы можете рассчитывать на более короткую выдержку. В таких ситуациях это бывает очень полезно, так как позволяет избежать смаза на своих фотографиях. Кроме укорачивания выдержки вы, конечно же, получаете и более сильное размытие заднего фона на фото, что очень пригодится при съемке людей, в частности для портретов.


Panasonic Leica Summilux 25mm f/1.4 заметно больше и тяжелее на 63 грамма своего конкурента Olympus 25mm f/1.8.

На открытой и даже чуть прикрытой диафрагме 25mm f/1.4 показывает большее виньетирование, чем Olympus. Как и полагается объективу от Leica, оптическое качество на высоте. Хроматических аберраций и искажений вы почти никогда не увидите. Резкость у обоих объективов превосходная.

Из-за того, что минимальная дистанция фокусировки у Panasonic на 5 см дальше (30 см против 25 см у Olympus) приближение с этим объективом вы получаете меньше (0.11x у Panasonic против 0.12x у Olympus, чем больше значение, тем большее увеличение вы увидите на фотографии). Для кого-то этот момент может быть важен.

В своем исследовании мы нашли интересные факты, приведенные в обзоре Робина Вонга, малазийского фотографа Olympus:

  1. У Olympus 25mm f/1.8 угол зрения объектива чуть шире, чем у Panasonic Leica 25mm f/1.4.
  2. Это не означает, что одна линза из-за этого будет лучше другой, но заслуживает упоминания. На наш взгляд это можно считать небольшим плюсом для Olympus. Чаще всего у вас есть возможность именно подойти поближе и скомпенсировать разницу в угле, чем попробовать отойти назад и упереться спиной в стенку.

  3. На одних и тех же сценах с одной и той же диафрагмой Olympus 25mm f/1.8 показал себя чуть светлее, чем Panasonic Leica 25mm f/1.4.
  4. Робин приводит следующий пример: фотография при f/4 с помощью Olympus была сделана с выдержкой 1/800 с, в то время как такая же фотография на Panasonic при f/4 была сделана с выдержкой 1/640 с. Объясняет он это тем, что как значение ИСО 200 может немного варьироваться для различных камер, так и одинаковое значения диафрагмы f/4 для разных объективов может приводить к разной экспозиции.

Список конкурентов

Panasonic Lumix 25mm f/1.7 G ASPH

Основной конкурент выбранного нами Olympus 25mm f/1.8 и можно так сказать, его ближайший родственник. Они похожи во многом, но есть и несколько существенных различий. В целом, если вы найдете этот объектив по хорошей цене и версия от Olympus будет отсутствовать в продаже, то рекомендуем покупать Panasonic.


Ближайший родственник Olympus 25mm f/1.8 — Panasonic 25mm f/1.7. Он чуть больше по размеру и, к сожалению, достаточно редко встречается в магазинах.

О различиях. По приведенной фотографии видно, что Panasonic явно больше по размерам, как в ширину, так и в высоту (61 x 52 мм у Panasonic против 57.8 x 42 мм у Olympus). Весит Lumix G 25mm f/1.7, кстати, меньше на 12 грамм из-за того, что в Olympus используется другая схема групп оптических элементов, самих элементов больше на один (больше на один элемент и 1 группу). Качество пластика и сборки корпуса у Olympus явно выше, в руке он ощущается приятнее и даже увесистее.

Если найдете этот объектив по хорошей цене и Olympus будет отсутствовать, то рекомендуем покупать Panasonic

Очевидно, что у Panasonic больше светосила, чем у конкурента, хотя эту разницу никак нельзя назвать решающей. К качеству фотографий нет никаких претензий, они у обоих объективов одинаковые – резкие и четкие уже с открытой диафрагмы. И если в некоторых моделях резкость может начать падать к краям фото, то прикрыв диафрагму на 2\3 стопа вы получаете резкость по всему полю кадра.

Последним же и главным доводом поместить эту линзу в список конкурентов стало то, что его очень сложно найти в продаже (всего 1 магазин на Яндекс Маркете, это не серьезно). Мы не видим никакого смысла рекомендовать товары, которые нельзя купить в большинстве магазинов.

Panasonic Lumix 20mm f/1.7 G ASPH II

Этот объектив относится к так называемому типу блинчиков (от английского слова pancake) из-за его малого веса в 87 грамм и размера, в особенности его ширины – всего 26 мм. Можно сказать, что это почти что крышка от объектива, только в три раза толще. Фотографии на него получаются хорошие и резкие, но зато автофокус может иногда подводить. Фокусируется этот блинчик явно медленнее других конкурентов.

С учетом кропа, фокусное расстояние составит достаточно спорные 40 мм, что попадает четко посередине между выбранными 35 и 50 мм. Если вы не уверены, что 40 мм это именно то, что вам нужно, то рекомендуем выбирать из наших победителей.

Voigtlander Nokton 25mm f/0.95 Type II

Полностью металлический объектив Voigtlander с ручной плавной и мягкой фокусировкой. По прочности и качеству, разумеется, не уступает танку. Светосила запредельная — f/0.95, что на 1 и 2\3 стопа выше, чем у наших победителей.

Очень специфичный объектив для исключительных людей, которые понимают, почему они его покупают и для каких целей. И которые, конечно же, готовы заплатить за него 800 долларов (более 50 000 рублей).

Sigma AF 30mm f/2.8 DN Art Micro 4/3

Sigma как всегда привлекает своей стоимостью

Sigma как всегда привлекает своей стоимостью (средняя цена на нее составляет сейчас 13 000 рублей) и небольшими компактными размерами. Купив его вы получите фокусное расстояние в 60 мм, что уже явно больше «нормального» фокусного и тяготеет к портретному диапазону, который нельзя назвать универсальным.

Объектив значительно уступает по светосиле со своей максимальной диафрагмой ƒ/2.8, хотя и выдает уже с этого значения достаточно резкие фотографии с похожим на Olympus уровнем виньетирования и хроматических аберраций.

Подводим итоги

Плюсы Olympus 25mm f/1.8:

  • Отличное качество фотографий и цветопередача
  • Высокая резкость с уже открытой диафрагмы
  • Компактный размер и малый вес
  • Быстрый и бесшумный автофокус
  • Хорошо подойдет для видеосъемки
  • Автофокус точен в 99% случаев

Olympus M.Zuiko Digital 25mm f/1.8 по нашему мнению является лучшим светосильным фикс объектив для системы Micro 4/3, потому что сочетает в себе отличное качество изготовления, классическое фокусное расстояние в 50 мм эквиваленте, быстрый и бесшумный автофокус, показывает хорошую резкость даже на открытой диафрагме и вообще является очень сбалансированным, почти что идеальным m4/3 объективом.

Если же вы предпочитаете в своих фотографиях угол обзора немного шире, то мы рекомендуем обратить внимание на Olympus M.Zuiko Digital 17mm f/1.8, который ни в чем не будет уступать своему брату 25mm f/1.8.

Оптимальное соотношение цена/качество

Olympus M.Zuiko Digital 25mm f/1.8

Отличная резкость, хорошая светосила, быстрый автофокус, небольшие размеры и вес, крепкий конструктив, нормальное фокусное расстояние делают эту линзу оптимальным выбором для большинства фотографов.

Показать цены



Напишите пожалуйста в комментариях ниже — была ли полезна эта статья? Что вам понравилось, а что осталось не раскрыто? Задавайте вопросы, мы постараемся помочь.

Читая различные обзоры фототехники, можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день безоговорочное качество и высокие характеристики продукции являются необходимым условием для хоть сколько-нибудь успешного существования фото-подразделения того или иного производителя. Вместе с тем, с появлением беззеркальных фотоаппаратов , разработчикам приходится реализовывать максимальное качество изображения и функционал в компактном устройстве. Особенно касается это системы Микро 4/3 , или Micro Four Thirds, появившейся раньше всех на рынке, так как она является наиболее многообразной, с компактной оптикой.

С точки зрения устройства объективов, у данной системы существуют следующие особенности:

  1. Меньший размер матрицы, по сравнению с другими камерами со сменной оптикой - 18*13,5 мм. Это позволяет оптике оставаться компактной, даже профессиональные телеобъективы здесь небольшие по размерам.
  2. Соотношение сторон матрицы 4 к 3, более близкое к квадрату, чем распространенное у зеркалок 2 к 3, позволяет охватывать большую площадь светового пятна, создаваемого оптикой.
  3. Существует два крупных производителя - Olympus и Panasonic , делающих камеры под эти системы.
  4. Камеры совместимы с большим ассортиментом оптики, через переходники.

Базовые законы выбора объективов здесь те же, что и для других систем, стоит лишь умножать их фокусное расстояние на 2 (кроп-фактор системы), чтобы понять, какой функционал они имеют.

Как и вся техника, объективы разделяются на виды (типы, классы, кому как больше нравится), отличные по функционалу. Для отдельно взятого вида съемки подойдет один из видов, с редкими исключениями.

Зум объективы

Это наиболее распространенный класс оптики, который используется для путешествий, репортажной съемки, всех тех случаев, когда некогда менять объективы, так как нужно вовремя поймать момент.

Также, многие объективы для начинающих, не определившихся с жанром, фотографов, принадлежат к этому классу.

Типичный представитель - китовый объектив Olympus M.Zuiko Digital ED 14-42mm f/3.5-5.6 EZ .

На 14 миллиметрах фокусного расстояния он выполняет функцию умеренного широкоугольника, а на 42 - портретного объектива (пусть и не полноценного).

Если ваш бюджет позволяет, и есть потребность, стоит переходить на профессиональную светосильную оптику, коей является Olympus M.Zuiko Digital ED 12-40mm F2.8 PRO , расширяющей возможности, благодаря высокой светосиле и более широкому углу (на фокусном расстоянии 12 миллиметров).

Он имеет защиту от пыли, влаги и низких температур, снабжен программируемой кнопкой, словом, представляет наивысший уровень технологий производителя.

Отдельный подкласс таких объективов - так называемые “ультразумы”, то есть объективы с большим диапазоном фокусных расстояний. Например, это Olympus M.Zuiko Digital ED 14-150mm f/4-5.6 II .

Объективы такого класса могут казаться привлекательными для новичков, однако, любое универсальное устройство хуже делает что-то одно, и поэтому они имеют довольно сильные геометрические искажения практически на всем диапазоне фокусных расстояний.

Телеобъективы

Это объективы с большим фокусным расстоянием, предназначенные для съемки удаленных объектов. Могут, также, заменять портретный объектив.

Недорогим вариантом здесь могут быть Panasonic Lumix G Vario 45-150mm f/4-5.6 Asph Mega OIS и Olympus M.Zuiko Digital ED 40-150mm f/4.0-5.6 , очень близкие по функционалу.

С ними вы получаете компактную систему (первый весит 200 грамм, второй - 190 грамм), позволяющую “ухватить” что-то издалека, то есть заняться съемкой животных и тому подобными жанрами.

Более дорогие и профессиональные объективы могут занимать нишу репортажной съемки, благодаря высокой светосиле и скорости автофокуса.

Это недорогой светосильный объектив с эквивалентным фокусным расстоянием 90 миллиметров, пожалуй идеальным для съемки людей. Именно его можно порекомендовать, если вы хотите сделать шаг вперед, по сравнению с бюджетным китовым объективом.

Следующий шаг по цене и качеству - Olympus M.Zuiko Digital ED 75mm f/1.8 , который, пожалуй, является уже умеренным телевиком, но по философии - все ещё портретный объектив.

Объективы такой цены и характеристик просто обязаны иметь приятное мягкое размытие фона (боке) в сочетании с высокой резкостью в зоне фокусировки. И эта модель справляется с данной задачей.

Объективы с фокусным расстоянием 25 миллиметров - Olympus M.Zuiko Digital 25mm f/1.8 и Panasonic Leica DG 25mm f/1.4 ASPH - универсальные фиксы, которые можно использовать как основной тип, с меньшим уклоном в портретную съемку.

Они имеют угол зрения и перспективу, приближенную к тому, что мы видим собственными глазами. При этом, высокая светосила обеспечивает малую глубину резкости.

Широкоугольные объективы

Он имеет встроенный ограничитель расстояний фокусировки, а их шкала указывает и получаемое увеличение.

Выводы

Как известно, любое техническое решение может иметь как положительные, так и отрицательные стороны. Система Микро 4/3, надо сказать, появилась не с нуля: размер матрицы здесь был выбран еще под зеркальную систему 4/3, однако тогда уровень развития электроники не позволял конкурировать против камер с большим размером сенсора.

Сейчас же камеры с такой матрицей вполне конкурентоспособны, а появление беззеркальных камер позволило реализовать преимущество системы в физических размерах и весе. Многие объективы Микро 4/3 имеют такие размеры, что их можно взять с собой, не задумываясь, именно благодаря компактности.

Однако, некоторые ниши здесь представлены не слишком широко, в частности, широкоугольные объективы , что может быть связано с трудностью технической реализации.

Да и выбор оптики сторонних производителей здесь не слишком большой.

Один из самых новых форматов – Micro 4/3 (или, как его часто называют, Micro Four Thirds ) – возник совсем недавно. Несмотря на совсем “зелёный” возраст стандарта, фотокамеры Micro 4/3 уже вовсю пользуются популярностью среди фотолюбителей. Сегодня он празднует своё 7-летие – 5 августа 2008 г. формат был анонсирован в столице Японии Токио.

За 7 лет в беззеркальном мире фототехники удалось достичь многого. Современные беззеркалки уже практически не отстают от своих более старших зеркальных собратьев, и с каждым днём находится всё больше прикупить себе в арсенал беззеркальную фотокамеру. Но не будем снова затрагивать холивар “ “, давайте лучше посмотрим, с чего всё начиналось.

Предыстория появления на свет формата Micro 4/3 уходит корнями в 2002 г., когда компания анонсировала стандарт 4/3 . Он был разработан совместно с компанией и предназначался для зеркальных фотоаппаратов. Стандарт получил своё название благодаря соотношению сторон фотоснимков, которое, как вы наверное уже догадались, было 4:3.

Свежеиспечённый формат впервые нашёл применение в зеркалке Olympus E1 , увидевшей свет летом 2003 г. В сравнении с зеркальными фотоаппаратами от Nikon и Canon, новинка от Olympus удалась куда более компактной и лёгкой. Этому способствовал более короткий рабочий отрезок (38,67 мм) и небольшие размеры матрицы (18 х 13,5 мм) – это практически в 4 раза меньше, чем у полнокадровых фотоаппаратов.

В течение последующих 5 лет зеркалки Olympus продавались весьма хорошо – за этот промежуток времени было выпущено 14 моделей фотокамер и неплохой парк оптики к ним. Но конкурировать с монстрами фотостроения в лице и всё же было очень сложно. Во многой мере этому способствовал кроп-фактор системы, который равнялся двум. С ним было сложно получить малую глубину резкости, что весьма критично при портретной съёмке. Были и другие недостатки: высокая шумность сенсора, недостаточная резкость картинки и т.п.

Нужно было что-то менять, и компания Olympus совместно с Panasonic 5 августа 2008 г. представила обновление своего же детища – новый формат Micro 4/3 .

Революционной “фишкой” обновлённого стандарта стала возможность избавиться от громоздкого зеркала в конструкции фотокамеры, а также уменьшить ещё в два раза рабочий отрезок. Что это даёт? Как минимум, существенное уменьшение конструкции как фотокамеры, так и объективов к ней.

Вместо того чтобы таскать на шее большую зеркалку с огромными объективами, компании Olympus и Panasonic предложили небольшую и компактную альтернативу, которая быстро полюбилась фотоэнтузиастам. Прототип беззеркалки Olymous, показанный на выставке Photokina-2008:

Сенсор формата Micro 4/3 имеет такие же физические размеры, как и родительский 4:3 – 18 х 13,5 мм. Но благодаря отсутствию в конструкции фотокамеры механизма подъёма зеркала и связанного с ним оптического видоискателя рабочий отрезок уменьшился до 19,25 мм. Вместо оптического видоискателя был предложен электронный, который многим изначально не понравился. Картинка на него поступала с небольшой задержкой, из-за чего совершенно невозможно было снимать динамичные сюжеты. Это с одной стороны. С другой же были только преимущества: изображение поступало на видоискатель прямо с матрицы, и его можно было увидеть таким, каким оно получится на выходе, т.е. после спуска кнопки затвора. Также в преимущества стоит записать 100% покрытие поля кадра, возможность вывода в видоискатель служебной информации и усиление наблюдаемой картинки в условиях плохой освещённости.

Некоторые модели фотокамер и вовсе не оснащёны видоискателем, чем они весьма схожи с компактами. Визироваться нужно по экрану, который работает в режиме LiveView.

Ещё одним важным моментом стала интеграция видеовозможностей. В то время как зеркалки только учились писать видео, фотокамеры формата Micro 4/3 могли предложить весьма неплохие возможности. Они и сейчас стоят на голову выше. Вспомните, сколько свежих моделей умеют писать ролики в разрешении 4К – практически каждая вторая.

Разработка и внедрение формата Micro 4/3 стали ключевыми этапами в эволюции беззеркалок. Разглядев огромный потенциал в новом типе фотоаппаратов, в 2010 г. в беззеркальный мир вошли такие гиганты мировой индустриии, как Fujifilm, Sony и Samsung. За последующие 5 лет беззеркалки совершили просто-таки потрясающий рывок в своём развитии. Особенно радует компания Sony, которая выпустила полнокадровые беззеркалки и постоянно их совершенствует.

А что же Micro 4/3? Формат остаётся востребованным и тоже совершенствуется. Из последних обновлений можно выделить увеличение разрешения сенсора с 16 МП до 20,3 МП (у свежеанонсированной ) и выход кучи моделей, заточенных под съёмку видео в разрешении 4К. Также очень круто смотрится и работает система 5-осевой матричной стабилизации, впервые применённая в фотоаппаратах серии OM-D компании Olympus.

Отдельно радует широкий парк оптики – кроме Olympus и Panasonic объективы под Micro 4/3 производят компании Sigma, Tamron, Schneider Kreuznach, Voigtlander, SLR Magic, Samyang и Lensbaby. Поэтому можно выбирать из массы вариантов, отталкиваясь от собственных нужд и возможностей.

А какие преимущества и недостатки в формате Micro 4/3 видите вы? Оставляйте свои ответы в комментах. Нам будет очень интересно узнать ваше мнение.

Споры между приверженцами Микро 4/3 и полнокадровых камер не прекращаются. В своих статьях я высказываю мнение о практичности последнего поколения беззеркальных камер и, поскольку фотограф – моя основная профессия, я предлагаю собственный взгляд на будущее фото-мира. В течение достаточно долгого времени я наблюдал за эволюцией цифровых технологий в мире профессиональной фотографии, и не так давно системы APS-C являлись основным выбором большинства фото студий – никто не спрашивал нас о том, какие камеры мы используем, мы предоставляли клиентам отличные изображения, и все были довольны. Появление полнокадровых цифровых камер формата 135 значительно расширило наши возможности.

Существует довольно распространенное убеждение о том, что каждый профессиональный фотограф, занимающийся съемкой портретов или свадеб, должен использовать полнокадровые камеры; если он этого не делает, то каким-то образом не выполняет своих обязательств перед клиентом. Должен отметить, что редко слышал подобное от профессиональных фотографов, данное высказывание больше напоминает мнение новичка или любителя.

Камера представляет собой записывающее устройство, фиксирующее то, что создает фотограф (сразу необходимо сказать, что мое рассуждение относится к камерам последних поколений высокого уровня исполнения – я не имею в виду мыльницы, заполонившие семейный рынок). Многое в хорошо выполненном снимке зависит от понимания фотографом света, дополнительного освещения, поз, направления, картины, расчета времени, пространства, композиции и других факторов, отделяющих профессионала от обыкновенного любителя. Стоит добавить, что выбор оборудования основывается на личных предпочтениях. Главное это то, что фотограф имеет соответствующие навыки и оборудование, которое всегда будет под рукой для выполнения работы. И почти каждая современная камера FX, APS-C, APS-H или u4/3 будет отвечать требованиям. Но существует много новых фотографов, уверенных в том, что данное утверждение неприемлемо, потому что:

Полнокадровый сенсор лучше при низком освещении – конечно, он таким и будет, шумовая характеристика полнокадрового сенсора всегда будет превосходить меньший сенсор. Благодаря этому фотограф может получить приемлемые изображения при тусклом свете. К ситуациям, в которых фотограф вынужден проводить съемку при низком освещении, относятся зимние свадьбы и съемка в церкви. Менее опытные фотографы посчитают, что не стоит беспокоиться о дополнительном освещении, поскольку все, что нужно, это полнокадровый сенсор и очень светосильные объективы, их поддержат менее компетентные фотографы, считающие, что знакомство с искусством освещения не для них. Но подумайте, если невеста и жених стоят перед Вами, очень сложно добиться того, что они будут стоять в одной плоскости фокуса. С учетом тончайшей глубины резкости на полнокадровой камере и очень широкой диафрагмы, скорее всего один из Ваших объектов съемки будет не в фокусе. Я наблюдал это множество раз, фотограф предполагает, что клиент этого не заметит и посчитает, что это творческая задумка. Для решения проблемы, необходимо немного затемнить линзу диафрагмой, а для поддержания приемлемой выдержки, нужно повысить ISO соответственно. А теперь представьте фотографа, использующего последнюю камеру Микро 4/3 – у него будет стоп при ¾ дополнительной глубины резкости, поэтому при самой широкой диафрагме ему не потребуется затемнять линзу диафрагмой, и он сможет собрать весь свет, не беспокоясь о потери фокуса. Таким образом, мы видим, что преимущество ISO на полнокадровых камерах сводится на нет в ситуациях, для которых полнокадровая камера считается основным требованием.

Полный кадр дает меньшую глубину резкости – да, это так. Практически каждый любитель или неопытный новичок убежден, что обязан получить наименьшую глубину резкости, чтобы делать невероятные снимки. Работая фотографом, я провел много времени в компании полнокадрового оборудования и телефото объективов, приблизительно f4 или f5.6. Они дают малую глубину резкости, но и небольшой запас для фокуса. Я могу получить такую же глубину резкости на своих камерах OMD, используя замечательные объективы Микро 4/3. На самом деле очень легко устанавливать правильное соотношение глубины резкости для получения наименьшего значения при работе с камерой микро 4/3– помните, глубина резкости зависит от фокусного расстояния, расстояния до объекта, расстояния между объектом и фоном, диафрагмы и, наконец, формата сенсора, являющегося самой незначительной определяющей. То есть, если бы я использовал объективы Panasonic 35-100 f2.8 на своем OMD, при f2.8, по глубине резкости это сравнимо со съемкой на камеры Canon 5D с 70-200 L при f5.6. Более того, я бы мог получить меньшую глубину на своем OMD, поскольку являюсь счастливым обладателем небольших легковесных фикс объективов микро 4/3. (У меня нет эквивалентных объективов для моих полнокадровых DSLR по причинам, указанным ниже).

Полнокадровые системы предлагают лучшие объективы – Я думаю, что многие здесь имеют в виду очень дорогие светосильные фиксы около f1.2 или f1.4. Я никогда не использовал такие объективы в своей работе с полнокадровыми системами, отдавая предпочтение светосильным профессиональным зумам. Почему, спросите Вы. Во-первых, глубина резкости на полнокадровых камерах будет тонкой, поэтому эти объективы следует приберечь для наиболее креативных целей. Также говорится о том, что в разных условиях данные объективы будут собирать больше света – конечно, будут, но за счет глубины резкости и вероятности того, что большинство Ваших объектов будут не в фокусе. Это особенно актуально для съемки свадеб и других общественных мероприятий. Еще одна потенциальная проблема состоит в том, что эти объективы достаточно тяжелые и они редко (если когда-нибудь) имеют стабилизатор, следовательно, необходимо получить реалистичную выдержку (часто за счет более высокого ISO), и даже после этого на фотографиях можно заметить некоторое дрожание камеры. С другой стороны, мои тушки OMD оснащены невероятным стабилизатором Olympus IBIS, который дает до 5 стопов стабилизации, позволяя мне снимать при малой выдержке (при условии, что объекты съемки неподвижны). А оптика профессиональных объективов микро 4/3 просто поражает своим качеством.

Большие файлы для большой печати – многие полнокадровые камеры предлагают многомегапиксельное разрешение, создавая тяжелые цифровые файлы. Если бы я снимал такое событие как свадьбу, где я должен буду сделать несколько сотен снимков, я бы не хотел столкнуться с огромным массивом данных. Более того, большинство снимков будет распечатано для альбома, большие постеры – случаи единичные – нам редко нужны 23 мегапиксельные файлы. Тем не менее, я всегда настраивал мои 5DMkIII на средний RAW. Это идеальный размер файла и это более чем достаточно для печати увеличенных изображений.

Клиенты не будут воспринимать Вас серьезно, если у Вас маленькая камера – это чушь. Если спросить себя, почему клиенты выбирают нас, то это потому, что клиенты восхищаются нашей работой, им нравятся наши фотографии, и они оценивают прекрасное качество обслуживания. Многие журналы для невест советуют брачующимся спросить фотографа об используемом им оборудовании, что очень глупо по моему мнению. Цена работы фотографа в большей степени зависит от его навыков, опыта, рекомендаций и стиля. Дополнительные расходы также играют большую роль, но цена будет не особо меняться в зависимости от предпочтений фотографа при выборе формата – последние тушки Микро 4/3 нельзя назвать дешевыми.

Принимая во внимание все вышесказанное, мы должны оставаться реалистами (и мы должны уважать право человека на выбор оборудования, основываясь на собственных предпочтениях) – все еще остаются моменты, где профессиональные DSLR камеры являются идеальным выбором. Должен признать, что срок действия батареи беззеркальных камер меньше при сравнении с DSLR. Для меня это небольшая жертва, которую можно принести за многие преимущества беззеркальных систем.


Constantine Voronin

2015-01-14 19:29:00

В таких условиях съёмки можно и с айфоном сравнивать... Но отсюда не следует, что айфон снимает лучше, чем Олимпус:)

Vladimir Khudyakov

2015-01-14 20:13:00

Зачем вы обманываете?

2015-01-14 22:20:00

Я сразу определил где какая камера. Это очень просто, на дважды кропе на широком угле появляются сильные геометрические искажения, даже на умеренно широком. На пример на полном кадре на 24мм искажения не сильно видны, но чтобы добиться той же картинке на 2кропе надо объектив 12мм, а 12мм сильно искажает уже(я уже не говорю про 7мм). Особенно это хорошо видно в городе, когда линии зданий заваливаются при, казалось бы, умеренном широкоугольном объективе и такие искажения не возможно выправить полностью.

2015-01-15 00:12:00

Дмитрий, вы пишете чушь, извините. Само по себе фокусное расстояние не определяет искажения объектива. Искажения зависят от угла обзора объектива, ну и от конструктивных особенностей конкретного объектива. На дважды кропе 12мм по углу обзора соответствуют 24 на полном кадре или 16мм на кропре "полтора" (список можно продолжать для разных размеров матриц). По поводу системы 43: в ней геометрия объектива правится внутрикамерно даже в RAW (для фирменной оптики). По поводу представленных здесь снимков: как вы определили СИЛьНЫЕ геометрические искажения на кадрах не имеющих ни одной прямой линии? И какой из них в таком случае правильнее? Может у другого сильная "подушка"? А если честно, то геометрически эти два снимка отличаются минимально. По поводу шума: Конечно у полный кадр потенциально шумит меньше, но вполне сопоставимо и проявляется это скорее в экстремальных условиях. Для подтверждения всего выше сказанного: см. снимок. ISO 6400, выдержка 1/3 сек без штатива- благодаря великолепному стабилизатору (попробуйте снять на ФФ), фокусное расстояние 12мм- обратите внимание на геометрические искажения. Камера Olympus OM-D E-M1. Матрица почти такая же, как в Е-М10. Кадр тестовый, один из первых после покупки, ничего не правилось, проявлялся по дефолту в ЛР. P.S. На микру перешел с кропа Никон и не жалею.

2015-01-15 00:39:00

Вы не правильно меня поняли и еще нагрубили. Я ни слова не сказал о характере искажений. Данные искажения(перспективные или геометрические) проявляются относительно нормального фокусного расстояния 50мм. Это вполне можно назвать искажениями, а следовательно искажения зависят от фокусного расстояния. Видно задел я вас за живое. Я владел и полным кадром и дважды кропом, говорю не с потолка. Занимаюсь съемкой профессионально и пришел к выводу, что дважды кроп для моих целей не вариант. И я объяснил почему. Кадр оставлю без комментариев. Нет цели обижать владельцев 4/3, хочу лишь внести ясность. PS: Если вас устраивает максимальное исо 6400 и шумы, а так же геометрия на фокусном 7-14мм, то радуйтесь, у вас именно тот аппарат что вам нужен, но не надо думать, что другие люди пишут чушь и глупее вас. Вы просто их не правильно поняли.

2015-01-15 01:21:00

Дмитрий, прошу меня извинить, не хотел Вас обидеть. По существу вопроса- фокусное расстояние 50мм является нормальным для кадра 36 х 24мм и дает угол обзора приблизително в 45градусов по диагонали кадра. Для других размеров матрицы "нормальным" т.е обеспечивающим угол в 45-50 градусов (примерный угол восприятия глаза) будут объективы с другими фокусными расстояниями. При этом они не станут ни "шириками" (25мм на 43), ни "телевиками" (100мм на большом формате). Это может быть одна и та же оптическая схема, пропорционально пересчитаная под разное покрытие кадра. Перспективные и геометрические искажения при этом будут совершенно идентичны. Искажения у "сверхширика" 7мм вполне сопоставимы со "сверхшириком" 14 мм для фф. Скорее в данном случае они зависят от конкретной конструкции. Съемкой профессионально я не занимаюсь, т.е. не зарабатываю ей деньги. Скорее трачу:-) . Но вполне осознано увлекаюсь этим делом лет 30. А еще когда-то я вполне профессионально занимался ремонтом фото- киноаппаратуры. Так,что представляю себе что, зачем и как, и техники через мои руки прошло великое множество. В чем Вы абсолютно правы- каждый сам определяет хороша ли эта техника лично для него. И я совершенно далек от утверждений, что 4/3 лучше всех.

2015-01-15 01:47:00

И еще: 50мм вовсе не является каким-то сакрально- оптимальным фокусным расстоянием. Просто так сложилось исторически, что наибольшее распространение получила пленка с размером кадра 36 х 24 мм (или около того), что для получения картинки похожей на ту, что видит человек не вооруженным глазом, требовало оптики с фокусом около 50-ти мм, да и число удобное для определения кратности объективов. Победил бы другой "стандарт" кадра, и нормальный объектив оказался бы с другими фокусными. При этом их схема, повторюсь, могла бы быть совершенно одинаковой. А ФФ- то же когда-то был кропом от весьма распространенного в то время кадра 6 х 4.5 см, или тем более 6 х 9 см.

2015-01-15 02:20:00

К сожалению, на реальном примере из своей жизни, не увидел я полного эквивалента, а очень хотел. Я реально хотел уйти с FF на 4/3 но не вышло. 7-14 давал совсем другую картинку нежели 16-35 именно по геометрии, по другим параметрам было терпимо. Шумы так же были дикие, не смотря на топовый аппарат в сегменте 4/3 (Panasonic GH4), а ограничение по исо не давало свободы съемки при естественном свете. К тому же, кроме фото я снимаю еще и видео. Про большой формат, конечно, слышал. Никогда на него не снимал. Возможно это дело привычки, так как всегда снимал на "полный кадр" и однажды попробовав 4/3, я был очень разочарован этими свойствами. Пришлось в срочном порядке возвращаться на FF, правда уже компактный и без зеркала.

2015-01-15 12:15:00

7-14 и 16-35- это сильно разные объективы (сравните хотя-бы переднюю линзу). Аналог 7-14 на фф- 14-28, с соответствующими сверх-сверх ширику искажениями, и вполне нормально, что лично Вам они не понравились. А 16-35 на микре- это зуйка 9-18- любительский объектив. В этом году должна выйти зуйка 7-14 2.8 Pro, но и цена, думаю, будет соответствующей. Сравнивать Panasonic GH4 с Sony A7 (как я понимаю вы на неё перешли) не совсем корректно: GH4 имеет матрицу предыдущего поколения. Смотрите GH5. Он и видео 4К пишет. Но вернемся к приведенным в статье снимкам. Покажите пожалуйста искажения, которые вы сразу заметили на одном из них и отсутствующие на другом.